Мое исполнение-На Дерибасовской открылася пивная.
Среда, 06 Марта 2013 г. 23:36
+ в цитатник

Еще одно мое исполнение в предверии 8 Марта! Это знаменитая народная приблатненная песня "На Дерибасовской открылася пивная". Слайд шоу украсила по теме,так же подобрала материал по теме .Приятного прослушивания и просмотра))
Немного информации об этой песне.
Псевдо-одесской блатной песней является "На Дерибасовской открылася пивная". Она бытовала в ростовском Централе, расположенном на Богатяновской улице. Первоначальный текст начинался словами "На Богатяновской открылася пивная", а в качестве мелодии использовали аргентинское танго Анхеля Виллольдо "El Choclo" ("Колос маиса"), вышедшее на пластинке в 1911г. Персонажи и сюжет одесского варианта текста песни были не надуманы, а взяты из тогдашних городских реалий. Блатная песня "С одесского кичмана" уходит своими корнями в каторжную песню о вапнянском, или вапнярском кичмане, известную ещё до Первой мировой войны. В Википедии говорится о наличии трёх сёл в Одесской области под названием "Вапнянка". А по дороге из Одессы в Киев есть село и небольшая узловая станция Вапнярка. Она известна тем, что в 1919 году за неё против григорьевских банд (на стороне большевиков) сражались "красные" бандиты Мишки Япончика. В первозданном тексте песни упоминался Одест или Одеста (каторжное произношение Одессы), в которую урканы бежали из кичмана (тюрьмы). Во время Великой Отечественной войны Утёсов внёс изменения и пел "С берлинского кичмана":"Ах, Геббельс малохольный,скажи моёй ты маме,что я решил весь мир завоевать.С такою в рукою, с отмычкою в другою я буду все народы покорять".
Но сейчас уже это чисто народная юморная песенка.
Об отношении Утёсова к "блатному" фольклору
Зачем Утёсов обратился к этим песням? Являлось ли это "шалостями" талантливого артиста, как считал И. Дунаевский, или для этого имелись более серьёзные причины?
Во-первых, Утёсов, что называется, был "в материале". Блатные песни являлись составной частью "одесской музыки", которая, как и песни на идиш, окружали его с детства.
Во-вторых, колоритные "блатные образы" привлекали его как актёра. Утёсов разыгрывал эти песни-сценки бойко, весело, с подлинно одесским юмором, стараясь, по его выражению, "подать их в ироническом плане, как развенчание воровского фольклора". На самом деле в этом оправдании есть доля лукавства. Не в его силах было развенчать то, что ему нравилось. В конечном итоге он придал блатному фольклору ценностный характер. Ведь в глазах слушателя он его романтизировал, а сам представал в качестве его носителя и популяризатора. Для симпатий были основания. Взять хотя бы "авторитета" Мишку Япончика - одного из уличных знакомых юного Лёди Вайсбейна и впоследствии его большого поклонника. В 1905 году еврейская община Одессы была спасена только благодаря решительным действиям отрядов еврейской самообороны, которые он организовал и возглавил. Как известно, Япончик стал прототипом Бени Крика в одесских рассказах И. Бабеля, а С. Эйзенштейн планировал поставить о нём фильм.
В-третьих, после революции качество концертной и театральной публики резко изменилось. Возникла массовая аудитория, представленная выходцами из рабоче-крестьянской среды, получившими широкий доступ к образованию, просвещению и руководству страной. Помимо шума и треска пролетарских праздников и пения революционных и патриотических песен, люди хотели отдыхать и развлекаться. Для того, чтобы удовлетворить их потребность в весёлой , простой, незатейливой музыке, Утёсов включил в свои выступления одесские и блатные песни. Они и стали "изюминкой" программ и чрезвычайно способствовали его популярности.
Надо заметить, что артист не являлся в этом первопроходцем. Поэтизация уголовных нравов началась уже с конца 19 века. Тогда в моду вошёл так называемый "босяцкий жанр". В амплуа "босяков" выступали одетые в лохмотья куплетисты, ансамбли, исполнявшие комические, сатирические, "одесские" и прочие песенки. Эта тенденция усилилась в годы гражданской войны и нэпа. Бандитизм, преступность, беспризорщина, неустойчивость жизни способствовали тому, что образ удачливого вора, фарцового парня, который "умеет жить" становится привлекательным для публики. И, в соответствии с этим, "одесская музыка" и блатная песня начинают занимать всё более весомое место, исполняясь на небольших эстрадах, в ресторанах и богемных салонах. Выступления молодого Утёсова - актёра-комика, исполнителя "одесских" песен, носителя нэпмановского колорита и образа "приличного одесского хулигана" (или "босяка оторвенного",как шутил З. Гердт) находились в этом же русле.
Но затем артист сделал серьёзный шаг: он вынес всё это на большую профессиональную сцену, первым начал исполнять блатные песни "во фраке с бабочкой" и в сопровождении джаз-оркестра, тем самым сделав лигитимной эту "низкую" культуру в глазах огромной аудитории, которая его боготворила. А поскольку эти образы и стилистика нравились ему, он старался преподносил их слушателям так, чтобы они их тоже полюбили. Сам того не ведая, Утёсов открыл "ящик Пандоры". Блатные песни пришлись по вкусу и "внизу", и "наверху". С одной стороны, артист потрафлял вкусам народа, а с другой, на закрытых вечеринках и банкетах в Кремле выполнял заказы Хозяина и его окружения, любивших послушать "Лимончики", "Кичман", "Гоп со смыком" и "Мурку" в исполнении "хрипатого пошляка".
Метки: песня На Дерибасовской открылася пивная моя песня
Понравилось: 1 пользователю